О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. В отечественной психологии разработана теория В. как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля позволяет преодолеть некоторые дефекты В., например рассеянность. Развитие В. в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным В., а также в увеличении объёма В. и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. У младенца В. ещё совершенно не развито; об этом явно свидетельствует блуждающий взгляд. Хотя уже в первые дни наблюдаются некоторые признаки непроизвольного внимания. В возрасте 2-3 мес появляется зрительное сосредоточение на объекте - на яркой игрушке, на приближающемся лице взрослого. В. первоначально носит непроизвольный характер и сильно зависит от качества раздражителей: младенца привлекают яркие и блестящие предметы, громкие звуки и т.п. На этом этапе однообразная обстановка затрудняет развитие В., тогда как множество периодически сменяемых и разнообразных по цвету и форме вещей помогает развивать способность к сосредоточению В. С 6 мес значительно повышается интерес детей к окружающим предметам. В. приобретает более сложные формы, на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. На втором году жизни, гл.о. в связи с развитием речи, появляются зачатки произвольного В., которое начинает подчиняться определённой игровой или познавательной задаче. Непроизвольное В. остаётся преобладающим на протяжении дошкольного детства, однако в норме к 7 годам ребёнок уже обретает способность управления В., что составляет один из важных компонентов готовности к школьному обучению. У младших школьников всё ещё преобладает непроизвольное В. Объём В. в этом возрасте невелик, нет и достаточного умения распределять В. Но по сравнению с дошкольным детством для младшего школьного возраста характерно более быстрое развитие и более высокая устойчивость В. В подростковом возрасте концентрация и устойчивость В. ещё более возрастают, что обусловлено развитием познавательных интересов.