ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - одна из общих функций систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В отличие от инспектирования В.к. осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель В.к. - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и т.о. делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе В.к., используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта. В.к. включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Виды В.к.: фронтальный (проверка работы отдельного педагога), классно-обобщающий (комплексное изучение деятельности одного класса и работы с ним педагогического коллектива) и тематический (анализ одного направления учебно-воспитательной работы школы или учителя, прохождения определённой учебной темы и т.д.). Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся. Осн. формы и методы В.к.: посещение уроков, беседы с учителями, зачётные уроки и пр. Результаты В.к. рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др. В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного В.к.: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов В.к. его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля.