О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЫГОТСКИЙ

ВЫГОТСКИЙ - Лев Семёнович (1896- 1934), психолог, дефектолог, педолог, профессор (1928). С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений ("Трагедия о Гамлете, принце Датском", 1916; "Психология искусства", 1925; опубликовано в 1965). Изучил теорию рефлексологического и психологического исследования, а также проблемы психологии воспитания ("Педагогическая психология. Краткий курс", 1926). Дал критический анализ мировой психологии 1920 - начала 30-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки ("Исторический смысл психологического кризиса", 1927; опубликовано в 1982). В конце 20-х гг. создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека. Гл. её положения: основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание; исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком в социальном плане. Согласно В., в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются осн. психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов. В. разработал понятие о зоне ближайшего развития. В. внёс крупный вклад во мн. отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта за счёт развития высших психических функций. Разработал учение о локализации психических функций в коре головного мозга, ставшее частью современной нейропсихологии. В. создал большую научную школу. Среди его учеников Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. Исследования В. вызвали широкий резонанс в мировой психологической науке.