ГИМНАЗИИ
ГИМНАЗИИ - средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно-филологического направления). Термин "Г." заимствован из Древней Греции. Становление Г. Нового времени связано с возникновением в 15-16 вв. латинских школ, готовивших к поступлению в университет. В дореволюционной России в начале 18 в. некоторое время существовала школа Э. Глюка с гимназической программой. Первые Г. были созданы в Петербурге - академическая гимназия (1726), в Москве при университете (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого учебного плана. По "Уставу учебных заведений, подведомственных университетам" (1804) Г. предусматривались в каждом губернском городе. Г. предназначались для подготовки юношей не только в университет, но и к гражданской службе, 4-летний курс отличался многопредметностью. В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. учащихся. По плану С.С. Уварова (1811) Г. должны были служить гл.о. для подготовки учащихся к университету и приобрести т.о. характер классических учебных заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828. Одновременно введены сословные ограничения (Г. предназначалась для детей дворян и чиновников). В 50-х гг. классицизм ограничивался: начиная с 4-го класса в Г. выделились латинское и юридическое отделения. В 1852 утверждены 3 типа Г.: с естественной историей и законоведением для поступающих в университет или для готовящихся к службе, с добавлением для первых латинского языка; с законоведением для готовящихся к службе; с латинским и греческим языками для поступающих в университет. Управление Г. осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и педагогическим советом; материальной частью ведали попечительские советы. В 60-х гг. возникли женские Г. В 1863-82 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразовательным курсом. В 1864 по "Уставу гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения" были установлены следующие типы мужских Г.: классическая Г. с двумя древними языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; классическая Г. с латинским языком; реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме и физикой. Из 61 Г. лишь 16 стали реальными. Полноценным считалось только образование, даваемое классической Г., т.к. по её окончании можно было поступить в университет и другие высшие учебные заведения, а после реальной Г. - лишь в высшие технические учебные заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоявшие из первых 4 классов Г. В условиях подъёма общественно-педагогического движения борьба вокруг Г. приняла острый характер. Общественные деятели - демократы высказывались за то, чтобы Г. давала знания, имеющие практическое значение и необходимые для развития культуры. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма, считавших его одной из причин охватившего юношество "материализма" и "нигилизма". Под руководством министра народного просвещения Д.А. Толстого был разработан новый гимназический устав (1871), признававший только 7-классную классическую Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года). В ней на латинский и греческий языки отводилось 85 ч (41% учебного времени). В курсе древних языков осн. внимание уделялось заучиванию грамматических форм, письменным переводам с русского языка на древние. Русский язык, литература, история, география изучались в незначительном объёме; физика, математика и естествознание занимали лишь 18% учебного времени. Были усилены государственная регламентация учебного процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, наблюдавших за благонадёжностью учащихся. В 80-90-х гг. министр народного просвещения И.Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений: были ликвидированы приготовительные классы, издано (1887) распоряжение, известное под названием "циркуляр о кухаркиных детях", в котором предлагалось воздерживаться от приёма в Г. "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Усилен школьный и внешкольный надзор, дисциплинарные наказания. В 1880-90 уменьшилось общее число гимназистов (с 65,8 тыс. до 62,9 тыс.), при этом значительно увеличилась доля детей дворян и чиновников (до 56%). МНП предприняло ряд попыток перестроить гимназическое образование, приспособить его к практическим потребностям страны, ограничить классицизм и сословность. В 1911 дети из дворянского и чиновничьего сословий составляли 34,7% общего числа учащихся, дети мещан, ремесленников и крестьян - ок. 45%. Всего в 1913 насчитывалось 434 Г., где обучалось 143 тыс. чел. Согласно учебному плану 1914, преподавание классических дисциплин было значительно сокращено, хотя и на гуманитарные предметы по-прежнему отводилось вдвое больше времени, чем на математику и естествознание. Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в университет без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. После установления советской власти Г. как тип учебного заведения была упразднена (в РСФСР в 1918). В 1990 Министерство образования утвердило "Положение о гимназиях", предусматривавшее создание Г. гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе Г. выделяются прогимназические (1-7-е классы) и собственно гимназические (8- 11-е классы) классы, абитура (12-й класс, 1 год по желанию). Г. позволяют обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения. Предусматривается организация факультативных и дополнительных курсов; в целях гуманизации учебно-воспитательного процесса развиваются индивидуальные формы обучения.