ГРЕХ
ГРЕХ - религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом. В библейских текстах Г. связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в Г. кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни; моральный смысл Г. - это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя Г. мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к Г. и как победитель Г. имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе Г. лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент Г. в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной Г. становятся страсти (болезнь воли), а Г. понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона. По степени морального осуждения Г. подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - все они являются источниками для других грехов; Г. против Святого Духа: сознательное противление истине, закоснение во злобе, зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление Г. возможно для человека лишь путём покаяния.