О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ - деятельность, направленная на осуществление "положительного конечного результата" или "акцептора действия" (П.К. Анохин). Краткую и точную характеристику Д.п. дал Р. Гранит: "произвольным в произвольном движении является его цель". Д.п. филогенетически самые молодые и самые сложные, отражающие способность человека предвидеть результат, формировать последовательность действий и вносить коррекцию по ходу деятельности. Каждый период онтогенеза имеет свои закономерности и особенности организации и управления Д.п., которые связаны с созреванием всех структур двигательной системы. Система управления Д.п. имеет иерархическую структуру, направлена на формирование центральной (моторной) программы, определяемой целями действия, конкретными условиями их реализации и выбором наиболее адекватных форм решения моторной задачи. Возрастные изменения управления Д.п. проявляются в виде последовательной смены различных способов реализации моторной задачи. В возрасте от 5 мес до 1 года формируется зрительно-двигательная функциональная система ребёнка. С 1 года до 5 лет программирование Д.п. и их текущий контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи. Новые движения формируются длительно и большое значение имеет технология процесса обучения. В 5-7 лет происходит переход к текущему контролю за точностью движений на основе зрительной афферентации с включением проприоцептивной обратной связи. Ведущим является механизм кольцевого регулирования. В 8-9 лет этот процесс происходит таким же образом, а в 9 лет начинается переход к использованию механизма центральных команд в регуляции Д.п. К 10 годам совершенствуется механизм программирования и можно считать, что к концу этого периода детства система управления движениями сформирована - с 10-11 лет используются все механизмы, присущие взрослому человеку.