О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ - в России 19 в. закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом Д.и. можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей (см. Александровский лицей). Существовало 5 Д.и.: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Н. Новгороде (1844-1917) и Благородный институт в Варшаве (1844-63). Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Д.и. были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10-12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами. Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя. 6-летний курс Д.и. включал наряду с осн. гимназическими предметами логику, эстетику, философию, обучение искусствам, фехтованию, верховой езде, углублённое изучение иностранных языков. Преподавались естественная история, специальные предметы (ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и пр.). По большей части дисциплин проводились ежегодные испытания. По окончании Д.и. воспитанники получали право поступления в университет без дополнительных экзаменов. Д.и. не получили в России распространения, т.к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, а широкая сеть гимназий (в т.ч. с пансионами) удовлетворяла потребность в классическом образовании. Содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ.