О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДЕТСКАЯ КНИГА

ДЕТСКАЯ КНИГА - тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Д.к. предлагает не только чтение, но и другие аспекты общения с ней: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, импровизации на темы заключённого в ней произведения и т.д. Поэтому понятие "Д.к." несколько шире понятия "детская литература". Д.к. отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда (что позволяет художникам Д.к. считать её одним из жанров изобразительного искусства). Сформировалась система изданий различных типов, определяемая целевым назначением, читательским адресом, особенностями содержания (тема, жанр литературного произведения, характер информации и пр.), структуры издания, а также спецификой его художественного оформления и полиграфического исполнения. По целевому назначению выделяются: литературно-художественные и познавательные Д.к., издания по основам нравственности и морали. Литературно-художественные издания для детей - одно из важнейших средств развития личности. Они выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Типология литературно-художественных изданий связана с возрастными группами читателей, с родами и жанрами художественной литературы. К самым маленьким читателям Д.к. приходит в виде малых фольклорных и поэтических жанров: песенок, потешек, перевёртышей, считалок, загадок. Издание стихотворений для детей связано с их особенностями: связь с песней и пляской, подвижность и переменчивость ритма, преобладание игрового начала. У читателей 6-9 лет наиболее популярны прозаические сказки и незатейливые истории о детях. Романтический или юмористический фон произведения наиболее типичен для детской литературно-художественной книги. В оформлении книги преобладает игровая тенденция с неожиданными и спонтанными решениями в композиции, в наборе и т.д. Особое место занимает издание пьес для детей, как правило, в виде сборников, предназначенных руководителям детского чтения и художественной самодеятельности. С точки зрения издательской работы над текстом имеют существенное отличие произведения фольклора, классические произведения детской и "взрослой" литературы. Фольклорные произведения требуют переложения или пересказа, т.е. фактически создания новых произведений. Почти все произведения классической литературы имеют канонический текст, поэтому все издательские проблемы связаны с её переизданиями. Наиболее эффективной формой организации переизданий являются серии. Классическая "взрослая" литература выпускается в виде отрывков или в адаптированном изложении либо сопровождается справочным аппаратом, приближающим издание к учебному пособию. Познавательная книга помогает детям в овладении знаниями по всем областям науки, культуры и навыками практической деятельности; сопутствует организации досуга, формированию интересов, профессиональной ориентации. Отличительными чертами познавательной книги являются: пояснительный характер иллюстраций; справочный аппарат книги, вносящий в издание дополнительные сведения; включение вопросов, задач и упражнений в осн. текст и т.д. Под обобщающим понятием "познавательная книга" подразумевается чрезвычайно широкий и разнообразный круг изданий. В частности, по характеру информации следует выделить научно-художественные, научно-популярные, справочные, практические издания. Художественность - неотъемлемое качество мн. познавательных изданий. Создатели Д.к. не могут не учитывать особенности восприятия ребёнка: конкретное мышление, неустойчивое внимание, любовь к занимательным сюжетам. Поэтому в изданиях живут и действуют вымышленные персонажи, с ними происходят различные приключения, в повествование вводятся диалог, поэтический текст, игровые моменты и т.д. В научно-популярной литературе и научно-занимательной литературе происходит переход от языка сюжетов и образов к логическому языку. Распространены научно-популярные издания проблемного характера, они включают вопросы логического характера. Для ответов на них предусмотрены прочерченные, как в тетради, линейки и другие графические элементы (недостающие клетки таблицы, отсутствующие элементы схем и пр.). Систему логического тренинга дополняют терминологические тезаурусы (гнездовые расположения терминов, близких по теме или значению). Такие приёмы учат подростка чувствовать систему науки, организовывать факты и идеи, самостоятельно до них додумываться с помощью блока вопросов, стимулируют "предсказания" решений и пр. К практическим изданиям принято относить пособия по домашнему труду, художественному и техническому творчеству; самоучители по игре на музыкальных инструментах, по играм и т.д. Справочные издания представлены энциклопедиями. Третий крупный раздел детских изданий по целевому назначению составляют книги нравственной тематики, которые также основываются на принципе художественности. Эмоционально-образный язык, средства художественной выразительности, доверительной интонации глубоко проникают в душу ребёнка, воздействуют на формирование его взглядов. Популярный жанр публицистики включает и лирико-публицистическое повествование, и нравоучительную беседу, и художественный очерк, и биографию, и воспоминания. Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о житии святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего) и др. Специфика Д.к. в большей степени определяется её художественным оформлением и полиграфическим исполнением (см. Иллюстрация). Внимание ребёнка к книге во мн. случаях завоёвывается игровыми эффектами издания. Популярны также разнообразные книжки-игрушки, служащие неким мостом для перехода от игрушек к книге.