О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин "детское и юношеское движение". В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции "Д.д.". Например, только в словаре "Детское движение" (М.-Минск, 1998) представлено св. 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. - социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребёнка. В Д.д. ребёнок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение. По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение) (см. также Международное детское и юношеское движение, Неформальные объединения, Самодеятельные объединения, Объединения учащихся). Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина (см. Пионерская организация) и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В Рос. Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями и объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более общественных формирований, однако вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение составляет лишь 2-3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодёжной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьёзным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приёмами и методами. Участники детского и молодёжного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал, исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения. Одна из осн. задач Д.д. - гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодёжными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учётом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды.