О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДИСЦИПЛИНА

ДИСЦИПЛИНА - (лат. disciplina - обучение, воспитание), 1) определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к Д. Например, в авторитарном воспитании для поддержания Д. используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т.п. Гуманистические системы воспитания строят Д. на правовых основах и на участии воспитанников в установлении Д. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли Д. в развитии личности имеет выявление соотношения категорий Д. и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Д. - есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Д. личности должна рассматриваться в контексте её свободы, т.е. как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Д. есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Д. оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.п. В сферу педагогики входят формирование самодисциплины личности и Д. учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Осн. методы формирования Д.: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей Д. Осн. ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских проступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью. 2) Отрасль научного знания; учебный предмет.