ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - (лат. differentia - разница), форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. Д.о. не снижает базового уровня общеобразовательной подготовки, чем отличается от фуркации. Осуществляется с помощью школ и классов с углублённым изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. Общие психологические подходы к Д.о. в конце 19 в. обосновали В. Штерн и Э. Клапаред. Были разработаны различные варианты организации городской школьной сети (например, Мангеймская школьная система), а также учебно-воспитательного процесса, в частности индивидуализированного обучения системы. В практике школ опробовали различные виды Д.о. - по способностям, по интеллекту, по неспособностям. В России в 20-х гг. идея Д.о. выдвигалась в связи с проблемой единства школы, которое рассматривалось как единство прав, предоставляемых детям, а не единообразие школы. В современной школьной практике Д.о. в сочетании с единством базового образования рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации образования.