О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДОБРО

ДОБРО - в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт. Д. в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д. В морали и этике вырабатывается более строгое понятие собственно морального Д.: добро осознаётся как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений, как характеристика действий, совершённых свободно, ради них самих, а также сознательно соотнесённых с высшими ценностями, в конечном счёте, с идеалом (см. Совершенство). Позитивное нормативно-ценностное содержание Д. заключается в преодолении обособленности, разобщён- ности и отчуждения между людьми (см. Золотое правило, Милосердие). Различается понимание Д. в относительном и абсолютном смысле: в первом значении "доброе" - это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит ценное ради чего-то другого; в другом - "доброе" есть выражение Д. как такового, т.е. ценного самого по себе, не обусловленного внеморальными качествами. Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. 1) Д. и зло содержательно взаимоопределённы и познаются в антитетическом единстве, одно через другое. 2) Формальное перенесение диалектики Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека и способно вести к моральному релятивизму; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу. 3) Понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведёт к Д. 4) Д. и зло функционально взаимообусловлены: Д. нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное Д. - это деяние Д., т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. "Сбалансированные" на уровне понятий, Д. и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело - вершить Д. или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом - меньшее; с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо Д. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для людей, чем Д. милосердия - созидательно.