О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
За Зб Зв Зг Зд Зе Зж Зз Зи Зй Зк Зл Зм Зн Зо Зп Зр Зс Зт Зу Зф Зх Зц Зч Зш Зщ Зъ Зы Зь Зэ Зю Зя
 

ЗЛО

ЗЛО - основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения, деятельность людей и т.п.). Понятие морального З. определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Оно относится ко всему, что возникает в результате сознательных усилий субъекта и его произвольного выбора. Субъективная характеристика морального З. - вменяемость как способность контролировать свои действия, отвечать за них. С формальной стороны как З. квалифицируется деятельность, противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счёте - идеалу); с содержательной - та, которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего субъекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания, ведёт к деградации. Как противоположность добру моральное З. подрывает основы творческого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей. Через понятие морального З. культура (а) указывает человеку на опасность его собственной активности, полагая источник разрушения не во внешней действительности, а в самом субъекте, т.е. научает критически относиться к себе, (б) предостерегает от обособления и дисгармонии отдельных способностей личности, ориентирует на собранность и сосредоточение. Понятие морального З. выделяется постепенно из комплекса негативных оценок, в котором оно сплавлено со З. физическим и социальным. Исходной формой негативной оценки выступают переживания боли, страдания и производные от них эмоции страха, гнева и т.п., в которых человеку представлены деструктивные аспекты реальности. Воображение придаёт этим переживаниям предметную форму, связывая их с образами огня и грязи или персонифицируя в чудовищных демонических существах. З. осмысляется синтетически - через тотальные образы, вбирающие в себя все виды разрушения и вреда (например, сатана в христианстве), и аналитически - через разложение целостной индивидуальности на отдельные качества - пороки. Язык фиксировал результаты осмысления в инвективной (бранной) лексике, искусство - в художественных образах. В ходе культурного развития выяснялись причины возникновения деструктивных явлений, степень их опасности, способы нейтрализации. Выделяют различные планы в общем понятии З.: космический (вселенское З., понимаемое как безличный хаос, угрожающий мировому порядку, враждебная человеку духовная сущность, вызывающая природные катаклизмы), социальный (облик общественной силы - слоя, группы, личности, противопоставляющей себя целому и разлагающей его), человеческий (как дисгармония телесных, душевных или духовных качеств). В религии и философской этике данные планы совмещены. В понятии морального З. акцентируется деструктивная активность субъекта по отношению к иерархическому нравственному порядку взаимоотношений людей, который складывается в любом обществе, наделяя каждого человека определённым уровнем ценности, достоинства. Одной из самых очевидных форм морального З. выступает сознательное унижение человека. В соответствии с этим осн. поведенческими проявлениями морального З. считаются насилие и обман, к которым сводится нравственное содержание большинства религиозных заповедей. В Декалоге запрещаются убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, зависть; в Новом Завете - все формы насилия, к тому же акцент переносится с негативных деяний на враждебные помыслы в отношении человека. Буддизм безоговорочно отвергает ложь и осуждает насилие не только над человеком, но и над живым существом вообще. Светские системы морали оценивают как З. эгоистическое самоутверждение и конформизм, цинизм и лицемерие, человеконенавистничество и пр. Этика рекомендует спектр различных способов практического отношения к З. - от пассивного неприятия до активной борьбы. Особую проблему составляет возможность временного сотрудничества со З. Абсолютизация предметных результатов по принципу "цель оправдывает средства" граничит с прямой апологией морального З. Умеренный этический пробабилизм (способ суждения, обосновывающий моральную беспринципность) исповедует принцип "меньшего З.", оправдывает неблаговидные поступки. Своеобразным итогом исторического развития этики является убеждение, что гл. средство борьбы со З. - нравственное совершенствование.