О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЕПИР

СЕПИР (SAPIR) ЭДВАРД - (26.1.1884, Лауенбург, Померания - 4.2.1939, Нью Хавен) - американский антрополог, лингвист и психолингвист. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском ( 1908-1909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907 г. по 1908 г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909 г. по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910 г. по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 г. по 1931 г. Сепир - ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927 г. - полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931 г. - профессор университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений, г. Нью-Хейвен. С 1931 г. - со-редактор журнала "Journal of Social Psychology". Президент Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Большое влияние на него оказал Ф.Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны - через построение особенной картины мира - с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать (Conceptual categories in primitive languages // Science. 1927, V. 74). Тем самым была дана общая формулировка " теории лингвистической относительности", которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик Б.Уорф (1897-1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э.Леннеберг). В 1920-х г. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Положение лингвистики как науки // История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях. М., ч. 2, 1965; Language and environment // American Antropologist. 1912, № 5, p. 226-242; Language. An introduction to the study of speech. N.Y., 1921, в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.-Л., 1934; Cultural anthropology and psychiatry // J. o. Abnormal and Social Psychol. 1932, vol. 27, p. 229-242; Grading. A study of semantics // Philosophy of science. 1944, V. 11. Литература. Уорф Б.-Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., вып. 1, 1960; Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.