О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Эа Эб Эв Эг Эд Эе Эж Эз Эи Эй Эк Эл Эм Эн Эо Эп Эр Эс Эт Эу Эф Эх Эц Эч Эш Эщ Эъ Эы Эь Ээ Эю Эя
 

ЭРЕНФЕЛЬС

ЭРЕНФЕЛЬС (EHRENFELS) ХРИСТИАН МАРИЯ ЮЛИУС, ФОН - (20.6.1859, Родаун, Австрия - 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) - австрийский философ и психолог. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем - философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Ученик Ф.Брентано. Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга, на представления которого оказал существенное влияние. В 1888 г. подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. он - экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. - ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт-качеств, названных в его честь "качествами Эренфельса": качество "сверхсуммативности" и качество "транспозитивности" (Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14, S.249-292). Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М.Вертгеймера и В.Келера. Сами же гештальт-качества понимались Эренфельсом в рамках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем с экспериментальной психологии его интересы переместились на вопросы философию. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальтпринципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной (Kosmogonie. 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz. 1922). Philosophischen Schriften. W., 1882; System der Werttheorie. 2 Bd.,1898-1897; Grundbegriffe der Ehtik. 1907; Sexualethik. Wiesbaden, 1907; Die Religion der Zukunft. 1928. Литература. Соколова Е.Е. Из истории проблемы целостности в психологии // Вестник МГУ. Психология. 1984, № 4, С.41-50; Meister R.Ehrenfehls // Neue deutsche Biographie. Bd. 4, B., 1959, S. 352-353.