ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ - способ организации учебной работы в школах (преимущественно начальных) ряда зарубежных стран. Для О.о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, "открытая" организация учебного пространства, подвижный состав ученических групп, а также свободный выбор ребёнком видов и способов учебной работы. Занятия проводятся одновременно несколькими учителями со значительным числом учащихся (св. 100) в большом помещении, которое разделено подвижными перегородками на соединяющиеся учебные зоны. Ученики работают небольшими группами или индивидуально. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам ориентации учащихся в самостоятельной работе с учебным материалом. Широкое распространение О.о. получило в начале 1960-х гг. в Великобритании, а в 70-х гг. и в ряде других стран. О.о., как правило, связывают с положительными сдвигами в отношении учеников к школе, указывая на доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу взаимоотношений учителей и учащихся. С другой стороны, отсутствие постоянного руководства со стороны учителя вызывает у некоторых учащихся состояние тревожности. Против О.о. выступают и некоторые родители и учителя, требующие возврата к традиционным формам и методам обучения в начальной школе.