О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Оа Об Ов Ог Од Ое Ож Оз Ои Ой Ок Ол Ом Он Оо Оп Ор Ос От Оу Оф Ох Оц Оч Ош Ощ Оъ Оы Оь Оэ Ою Оя
 

ОЩУЩЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ - в психологии, элементарный познавательный процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. В своей совокупности О. являются источником знаний человека о мире и о самом себе. Все другие, более сложные психические процессы - восприятие, мышление и другие - строятся на основе О. Ощущение не даётся человеку в готовом виде при рождении. В ходе развития ребёнка О. претерпевают значительные изменения. С возрастом увеличивается количество раздражителей, которые ощущает ребёнок, одновременно обогащаются реакции ребёнка на раздражения, по которым можно судить о возникновении у него О. Гл. возрастное изменение О. связано с развитием различительной чувствительности: повышается острота зрения, тонкость различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов, а также степень мышечного напряжения. Одновременно возрастает и лёгкость различения. В основном развитие О. определяется изменением и усложнением практической деятельности ребёнка: в раннем детстве он овладевает предметными действиями, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится сюжетно-ролевая игра, у школьника требования жизни обусловливают дополнительное совершенствование перцептивной (сенсорной) деятельности, т.к. процесс учения и начальные формы труда могут быть успешными лишь при наличии у ребёнка богатых, разнообразных и хорошо специализированных О. Развитие О. у ребёнка происходит при систематическом воздействии на него окружающих. В общении со взрослыми дети приобретают умение классифицировать свои О. по качеству, силе, сравнивать их. О. детей не просто совершенствуются, а приобретают истинно человеческий характер.