БИБЛИОГРАФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
БИБЛИОГРАФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - отраслевая библиография, формирующая и распространяющая библиографическую информацию по педагогике и образованию. Б.п. занимается выявлением, отбором, описанием и систематизацией педагогической литературы. Конкретное выражение Б.п. находит в форме библиографических пособий: указателей, обзоров, каталогов, списков, картотек. По охвату материала пособия делятся на ретроспективные (издания прошлых лет), текущие (современные издания) и перспективные (готовящиеся к выходу), по содержанию - на универсальные, тематические, отраслевые, страноведческие, краеведческие, персональные и др. Отечественная Б.п. В России Б.п. до 19 в. отражалась в общей библиографии. В становлении Б.п. значительную роль сыграли педагогические журналы ("Периодическое сочинение об успехах народного просвещения", "Патриот", "Педагогический журнал", специальное приложение - "Библиографические прибавления к "Журналу Министерства народного просвещения"", "Учитель", "Народная школа", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания" и др.). Первые сводные указатели педагогической литературы составлены В.И. Межовым ("Вклад правительства, учёных и других обществ на пользу русского просвещения. Библиографический указатель книг, изданных казёнными учреждениями и частными учебными, благотворительными, литературными, сельскохозяйственными, промышленными и другими обществами [за 1770-1884]", СПБ, 1886; "Литература русской педагогики, дидактики и методики [за 1859-1872]", т. 1-3, СПБ, 1865-74; "Русская педагогическая библиография.1873-1888", приложение к журналу "Гимназия", Ревель, 1890-95, издание не завершено). Его "Литература русской периодики" и "Русская педагогическая библиография" содержат св. 21 тыс. названий книг и статей и охватывают период с 1859 по 1888. Теоретическое обоснование Б.п. и методику её составления предложил Ф.Н. Медников (журнал "Учитель", 1865, № 7- 8, 10). Развитию Б.п. способствовали педагогические общественные организации. Петербургский комитет грамотности, Петербургское педагогическое общество, Постоянная комиссия по техническому образованию при Русском техническом обществе, Педагогический музей военно-учебных заведений издавали различные указатели и каталоги ["Опыт каталога книг по педагогии и русской народной учебной литературы за последние 25 лет" [1862-87], М., 1888; "Учебно-воспитательная библиотека (обзор русской педагогической литературы)", т. 1-2, М., 1876-78]. В педагогических журналах 2-й половины 19 в. ("Учитель", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания" и др.) регулярно печатались обзоры педагогических изданий, тематические и рекомендательные списки литературы. В журнале "Народная школа" публиковались обширные аннотированные списки в разделе "Библиография" и в приложении "Библиографический листок". В конце 19 в. появились библиографические педагогические журналы: "Педагогический музей. Ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению" (1875-80), информационно-библиографический "Вестник народного образования" (1911-16). В 1895 Петербургский комитет грамотности издал ежегодник педагогической литературы за 1894, содержавший 9 тыс. названий. Указатели литературы за 1897-1900 печатались в приложении к журналу "Вестник воспитания". На рубеже 19-20 вв. указатели педагогической литературы печатались в календарях и справочниках для учителей (например, библиографический указатель в справочнике под ред. С.А. Ананьина и М.Л. Цитрона содержал ок. 6 тыс. названий). Издавались каталоги библиотек. Значительное внимание Б.п. уделяли земства по народному образованию. С начала 20 в. наряду с общими указателями педагогической литературы (например, "Народное образование" [за 1870-1915] с предисловием И.В. Владиславлева, М., 1916) выходили пособия по отдельным отраслям педагогики и народного образования: Флёров А.Е., "Указатель книг по вопросам воспитания и обучения" [за 1884-1906] (в. 1-2, М., 1905-06); Медынский Е. и Лапшов И., "Систематический (аннотированный) указатель книг и статей по внешкольному образованию" [за 1892- 1915] (М., 1916); Тулупов Н.В., Шестаков П.М., "Библиотека учителя и воспитателя. Указатель литературы по вопросам воспитания, школьного обучения и внешкольного образования" [за 80-е гг. 19 в. - 1908] (М., 1908). Внутрикнижные библиографические указатели содержались в книгах: Демков М.И., "История русской педагогики" (ч. 1-3, Ревель - СПБ-М., 1895- 1909); Острогорский А.Н., "Педагогическая хрестоматия" (СПБ, 1907); Грунский Н.К., "Лекции по педагогике" (2 изд., Юрьев, 1914); Соколов П.А., "Педагогическая психология" (7 изд., П., 1917). Важное место в Б.п. занимали работы В.И. Чарнолуского в педагогических сборниках и журналах, а также "Библиография статей по народному образованию" (в. 1 за 1914, П., 1916), библиографические указатели содержания педагогических журналов ("Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания", "Народное образование", "Техническое образование") и др. В советский период материалы по Б.п. печатали журналы "Народное просвещение", "На путях к новой школе", издавались библиографические журналы "Бюллетень просвещения" (1925) и "Учебно-педагогическая литература" (1932-35) и др. Изданы фундаментальные указатели: "Педагогическая библиография за 1917-1924", под ред. В.Ф. Лебедева (Л., 1925-26); Гитель О., Желваков Н., Смирнова А., "Советская начальная и средняя школа за 15 лет Октября" (М.-Л., 1932), тематические указатели. Представляет интерес труд Г.К. Ульянова "Обзор литературы по вопросам культуры и просвещения народов СССР", ч. 1-2 (М. -Л., 1930; то же, Дополнение 1, М. - Л., 1931). Выходили также различные тематические указатели: В.И. Куфаева по вопросам борьбы с детской беспризорностью (за время с 1913 по март 1925, М., 1925), А. Удинцевой по ликвидации неграмотности (М. - Л.,1927), О. Гителя и К. Прилуцкого по политехническому образованию (М. - Л., 1931), И.С. Самохвалова по статистике народного образования (М., 1920) и др. В 1925 создана справочная библиотека Наркомпроса РСФСР (ныне Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского - ГНПБ), ставшая методическим центром по Б.п. для библиотек страны. В 1934-41 ГНПБ выпускала ежемесячный "Информационно-библиографический бюллетень книг, журналов и газет, статей по педагогике и народному образованию" (стеклограф). С учреждением АПН РСФСР (1944) осн. источником текущей Б.п. стал указатель "Литература по педагогическим наукам и народному образованию" (первоначально печатался в "Сборнике информационных материалов АПН", с 1951 отдельное издание, с 1952 периодические выпуски). С 1967 ГНПБ готовила сводный указатель "Педагогическая библиография", который продолжил одноимённый указатель Лебедева и охватывал литературу за 1924 и далее (т. 1 - за 1924-30, М., 1967; т. 2 - за 1931-35, М., 1970; т. 3 - за 1936-40, М., 1973; т. 4 - за 1941-49, выходил в виде выпусков, М., с 1983). ГНПБ также выпускала текущий библиографический указатель "Иностранная литература по педагогическим наукам и народному образованию". Изданы ретроспективные указатели по отраслям педагогической науки, по истории педагогики, дефектологии, психологии, а также биобиблиографические указатели, посвящённые творчеству педагогов, и др. Обширные указатели опубликованы в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР" (с древнейших времён до конца 17 в., М., 1989; 18 в. - 1-я половина 19 в., М., 1973; 2-я половина 19 в., М., 1976; конец 19 - начало 20 вв., М., 1991; 1917-41, М., 1980; 1961-86, М., 1987) и др. работах. Имеются региональные указатели педагогической литературы по Дагестану, республике Марий Эл, Удмуртии, Якутии и др. Педагогике русского зарубежья посвящён труд "Педагогическая библиография русского зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в." (Саранск, 1999). Сведения о диссертациях содержатся в справочнике Н.И. Загузова "Докторские диссертации по педагогике и психологии" (1937-98 гг.) (М., 1999). За последние годы подготовлены различные тематические указатели, например: "Библиографический указатель публикаций на русском языке. Социология образования" (М., 1993); "Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам. Психология детей и подростков", в. 1 (СПБ, 1994); "Становление и развитие образовательных учреждений. Библиографический указатель" (М., 1998); "Трудный путь к себе. Парадоксы подросткового возраста и проблема "трудных подростков". Библиографический обзор" (М., 1999); "Ценностные ориентации молодёжи. Библиографический указатель" (М., 1999) и др.