О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Независимо от Б.з. Геккеля идея параллелизма между развитием ребёнка и развитием человеческого рода была выражена в психологии и педагогике последователями И. Гербарта (Т. Циллер и др.) в теории культурных ступеней, требовавшей, чтобы этапы воспитания соответствовали этапам истории культуры. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце 19 - начале 20 вв. были предприняты попытки распространения Б.з. на психическое развитие ребёнка. Среди попыток создания на основе Б.з. научной теории выделяются следующие. Рекапитуляции теория (Г.С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с Б.з. Геккеля и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным. Эволюционный подход к развитию ребёнка на основе Б.з. привёл к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако осн. теоретические построения выводились преимущественно умозрительно. Попытки строго научными методами обосновать справедливость Б.з. в психологии не обеспечили убедительных доказательств в пользу такого подхода. В современной отечественной психологии преобладает рассмотрение психического развития как процесса, обусловленного преимущественно социальными факторами, центральным механизмом которого выступает освоение общественно-исторического опыта.