О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА

КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА - Кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления. Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путём целенаправленного управления их деятельностью и поведением. В кибернетике различают 2 типа управления. При цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, т.е. осуществляется обратная связь и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют. Эффективность процесса обучения, имеющего вероятностный характер, обеспечивается лишь цикличным управлением. Оно предполагает разработку 2 видов программ - основных и корректирующих. Первая разрабатывается до начала функционирования системы управления; вторая - как до начала процесса управления, так и по ходу его. Цель управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня (или сохранении его в заданном состоянии). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня. В качестве основных переходных состояний объектов, характерных для учебно-воспитательного процесса, выступают этапы усвоения. Осн. программа должна обеспечить последовательное прохождение каждым учащимся всех этих этапов. Для обеспечения систематической обратной связи в обучении необходимо определить её содержание, т.е. установить систему характеристик контроля за ходом усвоения. Чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления. Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к учителю (управляющая система), но и к учащимся (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идёт к учителю) и внутреннюю (информация идёт к ученику) обратную связь. Внутренняя обратная связь может обеспечиваться как учителем (или заменяющими его техническими средствами), так и учеником (в виде самоконтроля). По мере продвижения ученика по этапам усвоения контроль учителя заменяется самоконтролем. С помощью контроля реализуется также мотивация познавательной деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Согласно положениям кибернетики, регулирование процесса усвоения может осуществляться реагированием на ожидаемые изменения, наступившие изменения, ошибки. В практике обучения чаще всего используется реакция на ошибки и обратная связь осуществляется лишь по одному параметру - правильности конечного ответа. Поскольку в педагогике и психологии существуют разные представления о природе и этапах процесса усвоения, выбор регулирующего воздействия зависит от теории, взятой за основу при составлении программы. Идеи кибернетики проникли в педагогику в 60-е гг. в связи с возникновением программированного обучения, цель которого оптимизация управления процессом учения. Анализ кибернетических требований к управлению даёт возможность выделить нерешённые педагогические (как и психологические) проблемы, связанные с управлением процессами обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс - сложный и специфический вид управления - является предметом кибернетических исследований, корректное проведение которых предполагает опору на психологические и педагогические теории обучения и воспитания. Корректное использование достижений кибернетики важно в связи с осуществлением компьютеризации обучения.