О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ - комплекс ценностных представлений, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом). В С.ж. отражается образ не реально случившейся и осуществляющейся, но должной жизни. Смысл не выводится из жизни, но привносится в неё - путём её осмысления; неосмысленная жизнь абсурдна. В моральной философии, начиная с Демокрита и Сократа, С.ж. связывается с представлением не просто о должной, но о необходимо достойной жизни, отвечающей высшим (духовным) ценностям. C моральной точки зрения (см. Аскетизм, Совершенство) С.ж. заключается в воплощении человеком идеала во всём разнообразии своих отношений с другими людьми, с отечеством и с миром. В психологии 20 в., в частности в постфрейдистском психоанализе, прояснялись социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о С.ж. как выражения особого рода ориентировочной потребности - потребности в С.ж. Эта потребность формируется под влиянием: а) условий, в которых осуществляется изначальная активность ребёнка: действия ребёнка должны соответствовать не только конкретным практическим целям, но тем требованиям, которые предъявляют ребёнку взрослые; б) ожиданий самого человека в отношении результатов конкретных видов своей деятельности, обобщаемых со временем на основе практического опыта в представления о желаемом успехе; в) требований и ожиданий окружения, группы; г) договорённостей с конкретными другими людьми; д) личного стремления быть полезным другим ради них самих; е) требования личности к самой себе: быть совершенной. Такой подход к С.ж. даёт возможность раскрыть в этом представлении внутреннюю ценностную динамику и тем самым показать, что помимо фундаментальной оппозиции осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, выявляемой в экзистенциальном противопоставлении жизни и смерти, продуктивным оказывается и анализ процесса осмысления жизни с точки зрения степени её нравственного совершенствования и духовного возвышения.