СОВЕРШЕНСТВО
СОВЕРШЕНСТВО - понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. Под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определённых целей, достигнутость поставленной цели, свершённость замысла и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идёт о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определённость через понятие нравственного идеала. С антропологической точки зрения, представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворённости потребностей (об этом говорит З. Фрейд). С аксиологической точки зрения, при которой мир ценностей берётся как данность, безотносительно к его становлению, идея С. вменяется человеку в исполнение в качестве извне данного стандарта. С теологической точки зрения, идея С. исполнена в Божестве. В истории этико-философской и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонизму - как представление об упорядоченности и одухотворённости склонностей человека. И. Кант принципиально отрицал С. в качестве основного принципа нравственности. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга является гл. жизненной задачей человека. Кантовский акцент важен, поскольку этическая доминанта на С. может вести к тому, что личное совершенствование воспринимается индивидом как приоритет, довлеет над остальными его нравственными задачами. Это очевидно на примере рассуждения о С. как самодостаточности. Согласно этому пониманию С. заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе. В качестве идеала здесь выдвигается отрешение от мира и от плотского в себе, достижение особого "духа чистоты". Он достигается посредством специальных моральных упражнений - аскезы (см. Аскетизм). В христианской этике совершенствование немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. Христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он совершенствуется только в милосердии. Нравственное С. индивида не обусловлено воспитанием, характером или благоприятными обстоятельствами; оно - результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и с предположения о своём несоответствии идеалу. В нравственном совершенствовании от человека требуется не просто совершенствовать то, чем он уже владеет, а устремиться к духовному, тем самым отказаться от приоритета себя. Нравственное возвышение опосредовано отрешением от мира как мира вещного, искушающего. В нравственной аскетике обязанности человека по отношению к себе универсализируются, становясь обязанностями человека по отношению к высшему, абсолютному. В религиозной морали это - обязанности по отношению к Абсолюту как Другому; в секулярной морали это - те же обязанности человека по отношению к себе, но к себе - в своей определённости к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С. Самосовершенствование опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта - стыдом, чувством вины, покаянием, смирением.