О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Первоначально социально-психологические взгляды выражались в рамках различных философских концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропологии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики. Лишь ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), "психология масс" (С. Сигеле, Г. Лебон), теория "инстинктов социального поведения" (У. Мак-Дугалл). Началом существования С.п. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых присутствовал термин "С.п.". Т.о., С.п. присущ двойственный статус, пограничное положение между системами психологических и социологических знаний. Начало развития отечественной С.п. как самостоятельной дисциплины относится к концу 50-х - началу 60-х гг. С.п. включает в себя следующие осн. разделы: закономерности общения и взаимодействия людей, С.п. групп, С.п. личности, прикладные области. В рамках С.п. исследуются три стороны общения: коммуникативная (общение как способ обмена информацией), интерактивная (общение как организация совместной деятельности), перцептивная (общение как взаимопознание людьми друг друга). Исследование этих процессов важно в реальных социальных группах, трудовых коллективах, школьных классах, спортивных командах и т.д., т.к. позволяет, воздействуя на эти процессы, оптимизировать совместную деятельность. Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психологические характеристики тех реальных социальных групп, в которых оно развёртывается, как "больших" (наций, этносов и пр.), так и "малых" (трудовые, учебные, спортивные коллективы, а также семьи). Важный компонент этого раздела - психология коллектива. Изучение психологических характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психологических проблем личности. Задача С.п. - изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, и, с другой стороны, в каких группах она реализует свою социальную сущность (через какие виды совместной деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др. Особое значение прикладные социально-психологические исследования имеют в области воспитания. Знание закономерностей организации общения учащихся как между собой, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса. Необходимо также знание законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию. Все эти вопросы должны решаться специальной "социально-психологической службой" в системе воспитания, которая ещё находится в процессе становления.