О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СПОРТ

СПОРТ - детский и юношеский (англ. sport, сокращение от disport - игра, развлечение), система организации занятий и соревнований по различным комплексам физических упражнений с целью совершенствования физического развития, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях. С. является составной частью физического воспитания, тесно связан с физической культурой и с дополнительным образованием детей. В России интерес к детскому и юношескому С. возник в начале 20 в., когда МНП стало вводить (1909) систематические спортивные занятия и проводить спортивные соревнования в учебных заведениях. С 1910 С. был одним из ведущих направлений воспитательной деятельности в системе русского скаутизма. Положения о необходимости развития детского и юношеского С. содержались в "Декларации о единой трудовой школе РСФСР" (1918). В 20-е гг. занятия С. активно велись в системе всеобщего военного обучения (всевобуча). Дальнейшему развитию детского и юношеского спорта способствовало учреждение в 1931 комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО; для детей ступень "Будь готов к труду и обороне", БГТО, с 1934). В 1934-35 возникли детские спортивные школы (с 1964 Детские юношеские спортивные школы, ДЮСШ). С 1954 проводились Всесоюзные спортивные олимпиады. В 60- 80-е гг. массовые спортивные соревнования организовывались по инициативе пионерской организации и ВЛКСМ: "Кожаный мяч" (футбол), "Серебряный мяч" (волейбол), "Золотая шайба" (хоккей), "Весёлый дельфин" (плавание) и др. Некоторые из этих соревнований продолжают проводиться и в настоящее время. Осн. формы спортивных занятий - групповые и индивидуальные занятия и соревнования. Возраст, с которого рекомендуется начинать спортивные занятия, определяется на основании специфики вида С. Например, с 5-7 лет детей можно обучать спортивной гимнастике, плаванию, фигурному катанию на коньках, с 12-14 лет - тяжёлой атлетике и боксу. Система спортивной подготовки включает 3 этапа: предварительную общую подготовку (5-10 лет), начальную специализацию (11-13 лет) и углублённую тренировку (13-19 лет). Большое значение имеет психологическая подготовка, воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Спортивные кружки и секции по массовым и техническим видам С. создаются в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей (домах и центрах детского творчества, лагерях оздоровительных и спортивных, парках культуры и отдыха, клубах), а также по месту жительства и пр. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) воспитывают наиболее способных юных спортсменов. Срок обучения в ДЮСШ 9 лет. Физическая подготовка формирует гармоническое телосложение юных спортсменов, развивает двигательные качества. Различают общую физическую и специальную (по отдельным видам С.) подготовку. Разрабатываются специальные методики и системы упражнений, формирующих ловкость, выносливость, силу, быстроту, гибкость и другие качества. Техническая подготовка также разделяется на общую (расширение двигательного опыта) и специальную (обучение рациональным способам выполнения упражнений). Физические нагрузки юных спортсменов должны соответствовать возрастным, половым и индивидуальным особенностям детей. Объём и интенсивность тренировочной работы с учащимися наращиваются постепенно. Нагрузки необходимо сочетать с отдыхом. В детском и юношеском С. преобладает общая физическая подготовка на всех этапах. Учебно-тренировочная работа состоит из подготовительного, соревновательного и переходного (активный отдых) циклов. Осн. организационная форма - групповое или индивидуальное занятие, состоящее из разминки (10- 30 мин), осн. части (0,5-2 ч) и заключительной (3-5 мин). Тренировочный процесс органически связан с соревнованиями, которые делятся на собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные, отборочные, квалификационные, показательные и др. Важным средством физического развития являются спортивные игры. Для занятий С. необходимы закрытые и открытые спортивные сооружения (поля, залы, бассейны, площадки для спортивных игр, дорожки и др.). Комплексным спортивным сооружением является стадион. Расчётные нормы строительства спортивных сооружений определяются, в частности, педагогическими требованиями к их проектированию.