О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СРЕДНИЕ ВЕКА

СРЕДНИЕ ВЕКА - (педагогические аспекты), период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 - серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества. В С.в. консолидировались и расширились культурные области Европы и других регионов мира, получили развитие христианство и другие мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классические произведения мировой литературы и искусства, заложены фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащихся, но и взращивание их как нравственных личностей. Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. В Западной Европе исчезли последние сохранившиеся школы, устроенные по римскому образцу. Началось приспособление духовного наследия Античности к требованиям христианской церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классическими учебниками: "О браке Филологии и Меркурия" Марциана Капеллы, трактаты Боэция по арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), "Наставления в науках божественных и человеческих" Кассиодора, "Начала, или Этимология" Исидора Севильского. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. В 6-8 вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на территории современной Италии, Англии, Германии и Франции. Центры позднеантичной образованности до 6-7 вв. сохранялись в Византии. Попытка осуществить идею образования не только для клириков, но и для мирян была предпринята в конце 8 - 1-й половине 9 вв. в период культурного подъёма в империи Каролингов. Указами Карла Великого (768-814) предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту. Центром образования стала придворная школа в Ахене под руководством Алкуина. Однако во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях. Сформировались монастырские школы, кафедральные или соборные школы, приходские школы, обеспечивающие элементарное обучение. С 14 в. своеобразным типом народной школы стали школы при поминальных часовнях, где дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, а также частные школы. Центрами ремесленного образования с 12 в. были цехи. В 12-13 вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. У наиболее знаменитых преподавателей стремились обучаться бродячие школяры (ваганты, или голиарды) - выходцы из городской или рыцарской среды, низшего клира (см. Странствующие учителя). Среди школяров возникла латинская поэзия ("лирика вагантов"). Обучение в школе осуществлялось на латинском языке, с 14 в. появились учебные заведения с преподаванием на разговорных языках. Жёсткое деление на возрастные этапы обучения отсутствовало. После освоения учащимися осн. норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался средневековый куррикулум - семь свободных искусств, унаследованный от римской школы и систематизированный Марцианом Капеллой, Боэциэм и Кассиодором. Куррикулум подразделялся на низшую ступень - тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика) и повышенную - квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Изучение свободных искусств до 15-16 вв. оставалось основой средневековой образованности и позволяло перейти к восприятию высшей мудрости - теологии и философии. Преподавание латинской грамматики и риторики подчинялось задаче использования античных риторических приёмов при составлении проповедей, классическая теория стихосложения должна была стать основой созданий церковных ритмов. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказалась одинаково приемлемой и для церковных деятелей и для лиц, управляющих государством, вотчиной, занимающихся дипломатической деятельностью и др. Христианство, определявшее сознание общества, было религией Священного Писания, книжным учением. Знание имело комментаторский характер и опиралось на классические сочинения, поэтому ведущую роль в обучении играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образования и учителя. Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской культурой стимулировали развитие школьного дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших центрах Европы превратились во "всеобщие школы", а затем в университеты, которые получили право присуждения учёных степеней и выдачи разрешений на преподавание. Если до 12 в. книжные собрания хранились в монастырях, то с 12-14 вв. появились библиотеки при университетах, получили распространение личные собрания. Развитию образования способствовало возникновение книгопечатания (15 в.). Педагогическая мысль Средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов Церкви. Мир рассматривался как школа Христа, в которой история и жизнь каждого человека обретают смысл, поскольку они являются объектом воспитания, обращающего их к единой цели - познанию Бога. Педагогическое понимание взаимоотношений Бога и человека представлено в патристике у Климента Александрийского, Оригена, Иеронима, Августина. Августин оказал определяющее влияние на средневековую педагогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античных авторов под руководством духовных наставников. Августин определил образовательный минимум интеллектуала в сочинении "О христианском учении". На первое место он ставил "словесные" науки и историю как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету. Кассиодор и Исидор Севильский считали образование необходимым и для мирян. "Нищете мирских знаний" папа Григорий I (6 в.) противопоставил "просвещённую неучёность" святых подвижников. Оба эти направления были представлены в педагогике раннего Средневековья, отличавшейся религиозной экзальтацией, суровостью и аскетизмом. В средневековом сознании человек мыслился не только как "венец творения", но и как целостный мир (микрокосм), заключающий в себе то же, что и большая Вселенная (макрокосм). Этим определялась одна из главных целей воспитания - самосовершенствование. Детство воспринималось как пора несовершенства, т.е. социально отрицательно. Не случайно в средние века младенцев изображали со взрослыми лицами (т.н. путти). Юность считалась порой процветания. Воспитание основывалось на скрупулёзном исследовании традиций, соблюдении ритуалов и этикета. Значительный вклад в развитие образования внесли Алкуин, Рабан Мавр, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове, Ж. Жемерсон и др. Идеологи еретических движений 12-15 вв. отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка. Вместе с тем в педагогической теории и практике отразились тенденции, связанные с сословной организацией общества. В 8-10 вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - "Зерцала", т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. С возвышением в 11- 13 вв. рыцарства - новой служилой знати - стало оформляться рыцарское воспитание. Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями (домоводство, ткачество, рукоделие). Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи. Рыцарская культура выдвинула идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги. Появились "Назидания даме", в которых проблемы воспитания и морали в основном сводились к тонкостям этикета. Для знатной дамы было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии, слагать стихи, выразительно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. С 13 в. развитие естественных наук оказало решающее влияние на сложившиеся представления об образовании. Широко трактуемый опыт был признан одной из основ обучения и воспитания. В 15-17 вв. средневековые традиции образования вытеснялись педагогикой Возрождения и Реформации. От Средневековья Западная Европа унаследовала этические идеалы, идею народного образования, элементы организационной структуры (школы разных степеней, университеты), а также интерес к гуманитарному знанию, усовершенствованную систему преподавания Древняя Русь не унаследовала непосредственно ни традиций античного образования, ни характерного для европейского средневековой христианской культуры рационалистического образа мышления. Не получили развития латинский и греческий языки. На протяжении всего Средневековья (в России принято продлевать этот период до 18 в.) продолжалась борьба церкви с языческими представлениями. Отождествление античного культурного наследия с язычеством способствовало тому, что античная мифология, ставшая в Западной Европе и Византии своего рода языком культуры и образования, на Руси воспринималась негативно и противопоставлялась православной вере. Также не была унаследована византийская система светского образования. Русь восприняла образец византийской монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. Первые учителя и религиозная литература появились на Руси, вероятно, при содействии южных славянских государств. Кириллицей на Руси пользовались уже в 10 в. Древнеболгарский (старославянский) язык стал использоваться при богослужениях. Возможность обучения на языке, близком к родному, во многом определила формы получения образования. Элементарное обучение на Руси оказалось не таким сложным, как при освоении латинской грамматики, поэтому не возникло и потребности в многолетнем школьном образовании. Первоначально школы организовывала княжеская власть, но в период татаро-монгольского нашествия (13-15 вв.) они исчезли. Освоение христианской книжности стало профессиональной задачей священства. У православных священников отсутствовал обет безбрачия, поэтому они стремились передать полученные знания своим детям. Такая практика не требовала создания системы школьного обучения. В Древней Руси школа не приобрела характера стабильного социального института. Важнейшим фактором социализации была семья. Профессиональное обучение осуществляли государственная, монастырская, общинная системы обучения. Овладением грамотой, счётом и церковно-книжными знаниями связывалось с профессиональными потребностями. Начальное образование ограничивалось обучением чтению, усвоением молитвенных текстов и церковным пением. Первой книгой для чтения была Псалтырь. К письму переходили далеко не все обучающиеся, т.к. соответствующие навыки считались необходимыми лишь для людей, посвятивших себя книжному делу. Письменные источники и берестяные грамоты свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди горожан. Начальное образование получали либо в семье, либо обучались индивидуально у грамотного лица или мастера грамоты, который совмещал педагогическую деятельность с другой профессией. Мастер мог обучать несколько человек, которые и составляли "училище". Осн. центрами культуры и книжности являлись монастыри. Важнейшим направлением воспитания было приобщение детей к православию. Основы христианского учения распространялись, как правило, в устной форме, через учительную деятельность духовенства. Гл. целью православного воспитания было наставление человека на путь спасения своей бессмертной души, на нравственное совершенствование. Знания ценились лишь в приложении к этой цели. Обучение "внутреннее", нравственное, как истинное противопоставлялось "внешнему", основанному на схоластических науках. Важнейшие знания доносила учительная литература. Гл. роль в православном воспитании играл духовный отец, нёсший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в "Домострое". Учреждение в 1598 Патриаршества в России открыло возможности для приглашения наставников от патриархов восточной церкви. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев) и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции. В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование. В качестве учителей приглашались, как правило, иностранцы, в т.ч. и из пленных. Наиболее грамотный слой - дьяки и подьячие московских приказов - получал образование непосредственно на службе под руководством старших наставников. Приглашённые царём Алексеем Михайловичем представители украинского и белорусского духовенства стали организовывать в Москве "училищные монастыри" с преподавание свободных искусств и древних языков. Первым таким училищем стал Андреевский монастырь (1645). Молодёжь обучалась также в Чудовом и Заиконоспасском монастырях, на Государевом, Патриаршем и Типографском дворах. В конце 17 в. осн. Славяно-греко-латинская академия. Дальнейшее развитие московских школ шло в направлении высшего духовного образования, светские школы для подготовки профессиональных кадров появились позднее в результате Петровских реформ.