О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич): 1) благосклонность судьбы, удача, везенье; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами; 4) чувство удовлетворения жизнью. Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чём заключается совершенство человека, которое ведёт к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей. Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели ещё два: 1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из неё чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идёт о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного). С. заключается в чувстве удовлетворённости индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определёнными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своём желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.